— потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.
Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг и призваны способствовать:
— развитию конкурентной среды;
— выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
— сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Объектом независимой оценки качества образования могут быть:
— образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
— условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
— результаты освоения обучающимися образовательных программ;
— деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.
2. Письмом Минобрнауки РФ от 14 октября 2013 г. N АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению НСОКО» даны Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.
Методические рекомендации содержат, в частности, перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования. Помимо комментируемого Закона, в него входят Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» и другие документы.
3. Участниками независимой оценки качества образования являются:
1) образовательные организации;
2) организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования;
3) общественные советы;
4) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления.
Все перечисленные субъекты обладают определенными полномочиями в рассматриваемой сфере.
3.1. Так, образовательные организации обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет; используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах и др.
3.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, являются основными субъектами при проведении независимой оценки качества образования — ими могут быть как юридические лица (организации), так и индивидуальные предприниматели (отдельные эксперты). Ими устанавливаются виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Перечень их полномочий обширен и включает в себя также, в частности, формирование перечня показателей деятельности образовательных организаций, предлагаемых для оценки, предложения по периодичности, механизмам получения информации; анализ полученных результатов оценочных процедур; подготовку по итогам анализа рекомендаций по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем и многое другое. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, могут проводить по заказу образовательных организаций экспертизу качества образования — систематический, независимый и документированный процесс, направленный на экспертную оценку качества работы образовательной организации, ее подразделений, реализуемых ею отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки.Организации и отдельные эксперты осуществляют свою деятельность в соответствии со сформированным заказом на проведение независимой оценки качества образования. К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:
— некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
— коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
— региональные центры оценки качества образования;
— отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки, создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов, анализ результатов оценочных процедур; подготовка материалов к публикации и публикация.
Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг.
3.3. Общественные советы формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования. К числу их полномочий относится определение стратегии независимой оценки качества образования в субъекте РФ, муниципальном образовании; подготовка предложений в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, координация деятельности по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования и др.
3.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления также реализуют часть свойственных им функций в области проведения независимой оценки качества образования, в частности содействуют созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования; формируют и координируют деятельность общественных советов; развивают региональные центры оценки качества образования; координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций; формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц — экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием и др.
Приоритетными задачами органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления являются поддержка и содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействие с региональными общественными палатами, общественными организациями.
4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
— общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
— учредитель образовательной организации;
— органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
— руководитель образовательной организации;
— педагогический работник образовательной организации;
— родители обучающихся;
— обучающиеся старших классов.